История русской гармони, знаменитые разновидности народного инструмента
|
« Назад Изобретение гармони приписывают разным странам. Некоторые источники относят ее к исконно русским инструментам. Имеются и другие версии. По одной из них гармошку завези в нашу страну из Германии, по другой – ее впервые смастерил чешский мастер по органам в Санкт-Петербурге. Об этом можно долго спорить, но никто не отрицает, что гармошка в России прониклась национальным колоритом, стала неотъемлемой частью русской культуры. Гармошку полюбили в народе, на ней с удовольствием исполняли как лиричные композиции, так и разухабистые плясовые частушки. От Новгородской ярмарки по всей России
Почин Ивана Сизова подхватили другие тульские ремесленники, их вдохновила популярность инструмента: гармошки продавались как горячие пирожки. Рожки и балалайки отошли на второй план, народ гораздо охотнее пускался в пляс под гармонь. Через 20 лет после посещения Иваном Сизовым Новгородской ярмарки русские гармошки делали уже на шести фабриках. После Тулы эстафету подхватили и другие города: в Пскове, Костроме, Рязани, Калуге и Орле открыли свои производства. В те времена автоматизация на фабриках была далека от сегодняшнего уровня, зато процветало творчество, было много талантливых мастеров. Каждый из них старался красиво оформлять гармони, работал над музыкальной составляющей. В результате у звучания появлялся местный колорит. Региональные различия были существенными: гармошки отличались геометрией корпусов, расположением клавиш, оформлением и прочими деталями. Знаменитые русские гармониВ деревне Поповке, что рядом с городом Касимов, мастера прославились гармониками с большим диапазоном по сравнению с тульскими образцами. У «касимовской поповки» слева нет готовых аккордов – только басы. За ярким, приметным инструментом ехали в Вышний Волочок, а точнее – в Бологое. Над отделкой «бологовки» трудились с особым старанием. Гармоники украшали резной медью и зеркальным стеклом. Еще больше работали над дизайном новоржевские мастера. Лакированный корпус «тальянки» покрывали причудливым орнаментом из меди, мельхиора, серебра! Мехи выклеивали гладким шелком синего, фиолетового, малинового цвета. Интересный инструмент придумали в Ливнах Орловской области. Стройная «ливенка» всего около 10 см в ширину, но зато размах – как у русской души: до 40 складок вместо классических восьми-четырнадцати. Интересно, что изначально в музыкальных академических кругах к гармонике отнеслись скептически. Как оказалось, они ошиблись. Инструмент стал народным, подарив россиянам море радости и позитива. |