Для будущего коллекционера важно в самом начале определиться с целью. Собирать все подряд невозможно. В основе коллекционирования лежит система и подробное изучение предметов, объединенных общей идеей или темой.
Выбирайте самовары в свою коллекцию из нашего каталога »
Собиратели самоваров — люди, увлеченные символикой, формой утвари, определенным временным периодом, местом изготовления. Но, к сожалению, не все рассматривают самовар как историческую ценность, как отражение стиля или определенной технологии.
Самовар как музейная ценность
Музейная концепция — это трактовка какого-то явления, идея, без изменений дошедшая до наших дней и представленная для обозрения. Ценность музейных экспонатов — в сохранении или максимальной приближенности к первоначальному виду. Патина, накипь, бытовые загрязнения, с которыми предмет достался владельцу, должны быть сохранены, не уничтожены непрофессиональной реставрацией. Любая реконструкция может проводиться только с учетом исторического обоснования, с целью восполнить первоначальный облик объекта.
Такой подход к составлению коллекции заставляет учитывает все мелочи:
- Оригинальные ли элементы из дерева;
- Соответствует ли «малинка» на крышке периоду изготовления;
- В рабочем ли состоянии резьба;
- Под стать ли верток форме механизма и фабрике, его выпустившей.
В академичном смысле — важен обмен опытом, сотрудничество, популяризация приобретенного предмета. К сожалению, выставки, массовая демонстрация экспозиций, организация семинаров у нас недостаточно популярны.
Непрофессиональных коллекционеров правильнее называть «собирателями». Их обширные собрания могут напоминать интернет-магазин самоваров с довольно разнородным и появившимся в разные эпохи набором предметов, объединенных только видовой принадлежностью. Характерно, что экспонаты испытали на себе приемы доморощенных реставраторов: замену элементов на не представляющие исторической ценности, полировку, покраску и так далее. Такие манипуляции обесценивают экспонат, как не представляющий ценности в культурном и историческом смысле, не передающий достоверности.
Учитывая особенности производства и время выпуска, можно правильно отреставрировать экспонаты и повысить стоимость собрания, сделать его интересным. Есть люди, собирающие отдельные элементы, например, вертки с конусом. Эти комплекты могут насчитывать сотни экземпляров и быть во многих смыслах любопытными.
Другая распространенная проблема: включение в экспозицию изделий русских мастеров образцов из Польши, Западной Европы, с Востока. У любого собрания есть название, идея. Если вы собираете «самовары, встречающиеся в быту до революции», то с «русскими» самоварами эта коллекция может не иметь ничего общего. Правильно составлять коллекцию по типам, по времени изготовления, по мастерам, местности распространения, материалу. Главная уникальность частных собраний — в отраженной индивидуальности собирателя. Они формируются без оглядки на идеологию, что более всего отличает их от коллекций государственных.